Образовательные стандарты и требования

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Материалы для ознакомления:

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Рекомендации по формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования

Приказ о создании рабочей группы и дорожная карта

Приказ об утверждении образовательной программы дошкольного образования детского сада № 110

План взаимодействия с родителями

Консультация «Переход на ФОП ДО»

Консультация «Федеральная образовательная программа дошкольного образования»

Памятка для родителей по Федеральной образовательной программе дошкольного образования

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования

Приказом Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 была утверждена федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП ДО), разработанная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ФАОП ДО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

Организационный раздел ФАОП ДО содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной организации.

Материалы для ознакомления:

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ

Приказ о создании рабочей группы и дорожная карта

Приказ об утверждении адаптированной образовательной программы детского сада № 110

Консультация «Ознакомление с ФАОП ДО»

 ФГОС ДО

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

  • Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
  • Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
  • Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

   Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.

    Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?

  • Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
  • Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Материалы для ознакомления:

ФГОС ДО

Приказ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, кусающихся федеральных государственных стандартов общего образования и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью»

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 (ОП ДО)

Уровень образования: Дошкольный

Срок освоения: до 6 лет

Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе дошкольного образования — 114 человека.

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 110 разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Структура ООП включает в себя: обязательную часть и вариативную, формируемую участниками образовательных отношений и краткую презентацию.

Содержание Программы учитывает  возрастные и индивидуальные особенности контингента детей детского сада № 110.

Образовательной деятельности выстраивается в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях, определенных ФГОС дошкольного образования:

  1. физическое развитие;
  2. художественно — эстетическое развитие;
  3. социально — коммуникативное развитие;
  4. речевое развитие;
  5. познавательное развитие.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального образовательного учреждения детский сад № 110 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 Уровень образования: Дошкольный

Срок освоения: до 3 лет

Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе дошкольного образования — 16 человека в возрасте от 4 до 7 лет.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 110 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.