Дети раннего возраста от 1.5 до 3 лет

Группа раннего возраста

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает разви­ваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взросло­го; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе­ния, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов дей­ствия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя на­туральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми моде­ли, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регули­рующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает разви­ваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятель­ное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной си­туации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регу­ляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает по­нимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: иг­ра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер­шаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине треть­его года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе­нок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Ти­пичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отхо­дящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с больши­ми искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разре­шаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональ­ным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произ­вольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У де­тей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлично­го от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, уп­рямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от не­скольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.