Всероссийская инновационная площадка. «Мозаичный парк»

Сетевая инновационная площадка «Создание педагогических условий позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»

Создание игрового пространства для социализации и личностного развития ребёнка.

Актуальность:

     Развивающее пространство детского сада играет важную роль для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание стимулирующего пространства для общения, совместной и самостоятельной деятельности детей, для проявления их активности, индивидуальных предпочтений и интересов, Игра как главная форма проявления инициативности и самостоятельности позволяет детям почувствовать и увидеть результаты своей активности и воплощение своего замысла.

  Игра как ведущая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей, происходит апробирование социальных ролей, и реализация возможности детей делать собственный выбор.

            При проектировании игрового пространства ведущая роль отводится взрослому-педагогу, который выступает и как организатор пространства и как партнёр детей в игровой деятельности. Для организации игрового пространства используются общие принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО с учётом насыщенности, вариативности, трансформируемости, полифункциональности, безопасности, доступности, а также учитываются:

— мобильное и подвижное зонирование пространства;

— наличие как обычных, так и неординарных предметов, предметов заместителей;

— статичность и динамичность пространства;

— психологический комфорт детей и взрослых;

— учет гендерных и возрастных особенностей детей.

            Одним из основных условий при организации различных игровых развивающих пространств детского сада является возможность для их изменения с учётом интересов и предпочтений детей, возможности для их самореализации. Всё это необходимые составляющие   развивающего пространства современного детского сада.

Проблемное поле:

            Одной из проблем при организации пространства в ДОО является сохранение и доминирование традиционного подхода к организации пространства, однонаправленность (однотипность) материалов и стихийность в подборе игрового оборудования, зачастую их избыточное количество.

Сегодня всё ещё наблюдается в детских садах традиционное жесткое зонирование пространства и статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к её освоению и развитию игровой деятельности. Непродуманная и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, дезорганизует детей, приводит к снижению эффективности взаимодействия детей друг с другом, формальному подходу к организации развивающей среды. Необходима разработка интерактивного стимулирующего пространства в ДОО для организации различных видов детской деятельности, пространство способное к трансформации, наличие интересных детям вариативных и полифункциональных материалов.  Необходимо также учитывать современные вызовы – активное использование мультимедийных ресурсов, дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников и многое другое.   Необходимо решать, как разумно использовать многочисленные варианты электронной среды в условиях детского сада.

Цель:

создание комфортного развивающего игрового пространства для общения детей друг с другом, для совместной деятельности, для реализации их творческого потенциала, для полноценного проживания возрастного этапа и позитивной социализации дошкольников.

Задачи:

  1. Создание в группах ДОО развивающего игрового пространства с учётом современных требований, открывающее возможности для позитивной социализации детей, их личностного развития и обогащения различных видов детской деятельности.
  2. Апробирование различного игрового материала для совместной деятельности детей, проявлению их инициативы, самостоятельности, способности к принятию решений и реализации права выбора.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей социализации детей.
  4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законным представителей) в вопросах подбора игрового материала и создания условий для игры.
  5. Привлечение внимания к детской игре. 

Ожидаемые результаты:

  • разработка модели «Игровое интерактивное пространство детского сада» с использованием пространствообразующих материалов;
  • разработка вариантов игровых пространств в дополнительных помещениях ДОО с учётом интересов и потребностей детей.
  • разработка и реализация в детском саду различных проектов, например, «Адаптационное пространство для малышей», «Лучший уголок уединения в группе», «Экспериментариум в группе и на участке детского сада»; «Лучший сенсомоторный уголок», «Двигательный холл», «Сенсорный холл» и др.;
  • создание мини-музеев, например, «Игрушки наших родителей (бабушек и дедушек)» и др.;
  • разработка «Электронной игротеки» на сайте ДОО.

Соглашение о сотрудничестве

Дорожная карта

Видео-ролик «Детская игра»

Любознательность, пытливость ума, познавательная активность у детей формируется на основе устойчивого познавательного интереса через исследовательскую деятельность. Именно ранний возраст является периодом активного экспериментирования ребёнка с предметным миром: вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок — все вызывает у него исследовательский интерес. Воспитатель Монахова Н.В. создает условия для развития любознательности и стимуляции исследовательской деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексной образовательной программы «Первые шаги».