Наставничество
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» — https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ N АЗ-1128_08, МР_наставничество.pdf)
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ от 23.01.2020 N МР-42_02_МР_методология.pdf)
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
- Приказ о закреплении наставнических пар в детском саду № 110
- Приказ о реализации целевой модели наставничества в 23-24 году и назначении куратора
- Приказ «О внедрении целевой модели наставничества в детском саду №110 и назначения куратора».
- Программа наставничества в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 110
- Положение о наставничестве в детском саду № 110
- План мероприятий (дорожная карта) по реализации Программы наставничества в образовательной организации
- Соглашение
- Краткое описание модели наставничества в детском саду № 110
- Пул наставников детского сада № 110
Полезные ссылки
- Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
- Наставничество педагогических работников
- Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
- Виды наставничества. Технологии передачи знаний — https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
- — https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей https://disk.yandex.ru/i/xmeoUCuNFcdKuA
Сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников
- традиционная модель: опытный педагог-молодой педагог.
Мероприятия по реализации традиционной модели наставничества:
- Региональный конкурс «Формула профессионального успеха»
В 2021 году наставническая пара участвовала в региональном конкурсе наставников и молодых педагогов «Формула профессионального успеха» в номинации «Реализация традиционной модели наставничества». Конкурс проводится с целью создания условий для обобщения опыта и выявления лучших практик наставничества молодых педагогов.
Наш творческий тандем наставник – молодой педагог делился опытом работы в рамках инновационного муниципального проекта по созданию событийного календаря «На встречу к празднику!», посвящённому 950-летию города Рыбинска. Взаимодействие наставника и молодого педагога в процессе инновационной деятельностью с помощью метода «Шести шляп мышления» помогло создать готовый продукт и разработать к нему методические материалы.
Педагогический дебют. Муниципальный этап Всероссийского конкурса.
В 2022 году наставническая пара опытный педагог-молодой педагог принимала участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». В рамках конкурса была подготовлена визитка, творческая работа и открытое занятие и мастер-класс. Творческая работа «Мои точки роста» молодой педагог стал обладателем приза детского жюри. В конкурсном испытании «У меня это хорошо получается» молодой педагог делилась алгоритмом построения образовательной деятельности, на примере сюжетно-ролевой игре «Космическая одиссея». На занятии с детьми 6-7 лет в форме занятия-путешествия воспитанники сформировали представления о таких профессиях, как пилот, космический биолог, менеджер по космическому туризму и бортинженер.
Открытое занятие «Малая Родина»
25.11.22 в рамках педагогического совета № 2 молодой педагог показала открытое занятие с детьми 6-7 лет по формированию социально-ответственной и гармоничной личности на культурно-исторических ценностях родного города. В образовательной деятельности дети выделили маршрут по историческим памятникам родного города для посещения туристов и прогулок с родителями. Выявили круг действий и поступков, которые можно совершить для процветания города.
Муниципальная конференция
28.02.2023 состоялась XXII открытая муниципальная февральская конференция «Совершенствование форм взаимодействия участников образовательных отношений и субъектов образовательной деятельности как эффективный ресурс повышения качества образования». Тандем наставнической пары представил опыт «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации молодого педагога при реализации инновационной деятельности в образовательной организации».
Мастер класс по финансовой грамотности для педагогов
30.03.2023 в рамках муниципального практикума тандем «опытной педагог-молодой педагог» представили педагогическому сообществу мастер-класс «Эффективные практики формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Международный форум «Евразийский образовательный диалог» 2023
03.03.2023 на Международном форуме, посвященному теме «РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА К.Д. УШИНСКОГО – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» был представлен опыт детского сада «Трудности вхождения в профессию: модель сопровождения молодого педагога в детском саду»
Муниципальный семинар для воспитателей
30.10.2023 состоялся семинар в формате профессиональный кинозал «Эффективные методы и приемы подготовки детей к грамоте». Молодой педагог продемонстрировал мастер-класс «Методы и приемы подготовки к обучению грамоте детей 6-7 лет»
Региональный семинар для воспитателей
28.11.2023 прошла Межрегиональная научно-практическая конференция в городе Ярославль, где молодой педагог поделился своей формулой успеха по обучению детей грамоте.
Межрегиональный фестиваль педагогических работников
29.03.2024 на Межрегиональном фестивале педагогических работников Ярославской области «TexnoPoint -2024» в тандеме старший воспитатель и молодой педагог показали мастер-класс «Играю. Двигаюсь. Учусь» по обучению детей грамоте в игровой форме.